Понедельник, 2024-05-20, 3:53 PM

Форум РО ИПК и ПРО

МИНИ-ЧАТ РО ИПК и ПРОРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость ·
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: BachmetUP, ChepkovaON  
Форум РО ИПК и ПРО » Все форумы РО ИПК и ПРО » Общественная экспертиза учебников » Современный учебник для одаренного ребенка (Каким он может и должен быть?)
Современный учебник для одаренного ребенка
ChepkovaONДата: Пятница, 2009-08-21, 11:33 AM | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 34
Статус: Offline
Уважаемые коллеги!
Открывая форум об учебнике для одаренного ребенка, мы надеемся услышать мнения учителей-предметников, педагогов дополнительного образования детей, администраторов образования, всех заинтересованных в проблеме развития и поддержки одаренных детей лиц.
Можно рассуждать двояко: об учебнике для одаренных физиков, историков, математиков, знатоков информационных систем или об учебнике для одаренных детей как средстве поддержки и развития целостной личности с ее духовными устремлениями и ценностными ориентациями и целостного человека познающего с его исследовательской позицией.
В обоих случаях речь идет о содержательной стороне учебника. Вопрос лишь в том, чему отдать предпочтение: предметному содержанию, деятельностым аспектам или рефлексивным (личностным). А насколько возможно удерживать в зоне учительского внимания и значения, и логику познания, и личностные смыслы ученика, уже состоявшиеся или только формирующиеся?
Личностно-деятельностный, поисковый и исследовательский характер образовательного процесса не вызывает сомнений у педагогов, работающих с одаренными детьми. Культурные практики (Н.Б.Крылова) как самостоятельные формы деятельности, поведения, душевного самочувствия, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, формируют активное отношение растущего человека к миру, способность к выбору и ответственность за этот выбор. Образование в культуре чрезвычайно востребовано для растущего человека и точки зрения приобщения его к высшим человеческим ценностям, и к формированию у него чувства сопричастности миру, и возвышение самого человека, познание своих непознанных возможностей и перспектив. Какими должны быть учебные тексты, чтобы все названные аспекты были бы учтены? Будущее видится за коммуникативной рациональностью. Лишь в контакте с Другим можно понять себя, мир вокруг тебя, природу, общество, культуру в целом.


Чепкова Ольга Николаевна, к.п.н., доцент кафедры методики воспитательной работы РО ИПК и ПРО.
 
ChepkovaONДата: Вторник, 2009-08-25, 12:16 PM | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 34
Статус: Offline
Приятно, что учителя не оставляют без своего внимания открытый нами форум. А вот своих размышлений, суждений не высказывают. На какие мысли наводит этот факт? Учителю не до одаренных детей? Проблема учебника для одаренного надуманная, нереальная, из области несуществующего? Учителю не хватает информации для вступления в диалог?

Чепкова Ольга Николаевна, к.п.н., доцент кафедры методики воспитательной работы РО ИПК и ПРО.
 
KlibsonДата: Четверг, 2009-08-27, 2:06 PM | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Здравствуйте
Сейчас много учебников, рабочих тетрадей, пособий как для учеников так и для преподавателей по всем предметам школьного курса которые можно брать за основу и по ним работать даже с одарёнными детьми. Потому что каждый учитель работающий с одарёными детьми сам выстраивает стратегию работы с каждым одарённым ребёнком.
Учебник для одарёного ребёнка это небольшой ноутбук с выходом в Интернет. Где собраны и интересные книги и учетные пособия, и установлены интересные программы. Ребёнок должен всегда иметь доступ к нему.
 
учитель9218Дата: Четверг, 2009-08-27, 2:55 PM | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Создание учебника для одаренного ребенка работа неблагодарная и, по-моему, не выполнимая, так как одаренный ребенок - человек нестандартного мышления. Создание учебника само по себе некоторые рамки, а одаренность человека предполагает свободу выбора.
Учитель информатики Л.И.Ульянова


Сообщение отредактировал учитель9218 - Четверг, 2009-08-27, 3:09 PM
 
matematikДата: Четверг, 2009-08-27, 3:06 PM | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Здравствуйте!
Учебник для одаренного ребенка должен помогать ему познавать мир, прививать навыки исследования, сбора, анализа и обобщения фактов, давать работу мысли. Он обязан научить добиваться успеха и становиться личностью, несмотря на изменяющиеся условия жизни, приоритеты и требования. Такой универсальный учебник как отдельное издание создать не возможно.
Гудкова Валентина Дмитриевна, учитель математики, МОУ лицей № 10 г. Батайск


Сообщение отредактировал matematik - Четверг, 2009-08-27, 3:11 PM
 
ChepkovaONДата: Пятница, 2009-08-28, 12:24 PM | Сообщение # 6
Группа: Модераторы
Сообщений: 34
Статус: Offline
Уважаемые коллеги! Сердечное спасиба за участие в нашем форуме. Многообразие мнений и суждений по проблеме обучения одаренных - свидетельство неоднозначности и сложности феномена одарнности. Идея ноутбука блестящая во всех отношенииях, потому что дает возможность самопроявлениям и саморазвития личности, но при этом сохраняет контекст культуры как высшего образца для человека, который важно и воспроизводить, и преобразовывать, создавая новые ценности жизни. Библиотека- непременное условие, сопутствующее одаренности.
Следует согласиться с идеей насыщения учебника для одаренного ребенка информацией. помогающей становиться человеку личностью, но хочется добавить к этому. Информация должна поощрять становление выраженной субъектной позицией не просто деятеля, но проектировщика объектов окружающего мира и самого себя.
А вот скепсис по поводу возможностей проектирования учебника для одаренных может и раззадорить. А почему бы не попробовать, начиная с малого, с опыта эксперимента, опыта обобщения ребенком эмпирических данных, опыта прочтения любого текста, будь то художественный, публицистический или научно-популярный. Ведь учитель присутствует в эти моменты рядом с учеником и многое может прояснить, наблюдая его проявления и анализиуря свой собственный житейский, профессиональный, собственно педагогический опыт. Ведь есть же прецендент Шумакокой о междисциплинарном обучении для одаренных детей, Савенкова о развитии исследовательской позиции младшего школьника.


Чепкова Ольга Николаевна, к.п.н., доцент кафедры методики воспитательной работы РО ИПК и ПРО.
 
avilownikДата: Пятница, 2009-08-28, 12:39 PM | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Одаренный ребенок в классе на уроке испытывает дискомфорт, потому что школьный учебник ориентирован на среднего ученика. Трудно и учителю работать на уроке в классе где есть одаренный ребенок, потому что такой ребенок усваивает изучаемый материал учебника на порядок быстрее, чем обычные дети, далее ему становится просто скучно. В этом случае должно работать:
1) либо мастерство учителя, который сможет организовать работу одаренного ребенка с учетом его индивидуальных возможностей усвоения знаний;
2) либо учебник, содержащий материал, заведомо интересный и нетривиальный для одаренного ребенка.
Написать такой учебник – невероятно трудно, потому что любой учебник ограничен определенными рамками, а одаренные дети все разные, и интересы у них все разные, удовлетворить запросы всех – учебнику трудно. Хотелось бы, что бы такой учебник читался легко и интересно, в стиле американского популяризатора науки Мартнера Гарднера, но возможно ли это для учебника?
Одаренные дети – особые. Они с неподдельным интересом могут читать и сухую информацию справочников. На память приходит эпизод из моей практики общения с одаренными детьми, когда я был руководителем областной команды юных математиков. В поезде по пути домой с финала Всероссийской олимпиады семиклассник Дремов Вова (будущий победитель международных математических олимпиад) практически все время поездки сидел на верхней полке вагона, листая и читая «Математический энциклопедический словарь», который ему подарили, как самому юному участнику олимпиады. Ясно, что он не все содержимое словаря понимал, но ему было интересно.
Если писать такой учебник, то надо учитывать ещё необычайную способность одаренного ребенка к простому самообучению. Одаренный ребенок может правильно написанный учебник читать так, как обычные дети читают художественную литературу – как говорится «запоем». Здесь под фразой «правильно написанный» я понимаю как написанный в темпе усвоения материала именно этим конкретным ребенком.
Все это осуществить в одном учебнике очень трудно, но, наверное, можно и нужно, потому, что его ждут одаренные дети.
Авилов Николай Иванович, учитель математики МОУ Егорлыкская СОШ №7, Заслуженный учитель
 
ChepkovaONДата: Пятница, 2009-08-28, 2:04 PM | Сообщение # 8
Группа: Модераторы
Сообщений: 34
Статус: Offline
Уважаемый николай иванович! Ваши суждения, опыт общения с одаренными детьми и достаточно точные наблюдения за ними напромнили и мне мою последнюю встречу с одаренными детьми в июне этого года на базе Донецкого дома детского творчества, где уже в течение более 10 лет развивают детей с потенциальной одаренностью. Мы говорили с детьми об успехе, его сущности и факторах, сопутствующих или препятствующих ему. Удивительно было то, что каждый из 15 детей в возрасте от 8 до 14 лет достаточно точно кавлифицировал лишь одну сущностную черту успеха (состязательность, вера в себя и в свои силы, внутренне желание попробовать себя и т.д.), но когда мы подводили итог сказанного всеми, выяснилось, что учебник по социальной психологии был процитирован с высокой точностью, хотя дети его не читали. так что Вы правы, учебником для одаренного может стать, если ребеенок действительно одарен, любая достойная книга.
Конечно, одаренность многолика и многранна, инструментальные и мотивационные аспекты поведения одаренных их объединяют и уже описаны. Да и с неудобством одаренных наука тоже определилась. Есть прецедент гармоничного и дисгармоничного развития одаренных детей.


Чепкова Ольга Николаевна, к.п.н., доцент кафедры методики воспитательной работы РО ИПК и ПРО.
 
МартыноваДата: Пятница, 2009-08-28, 7:34 PM | Сообщение # 9
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
г.Батайск, МОУ «Гимназия №7», учитель информатики - Мартынова Елена Валерьевна

Соглашусь с Николаем Ивановичем. К огромному сожалению именно современные учебники создаются для среднего ученика, среднего студента и среднего специалиста.
Государство тратит значительные средства на исследование, выявление (диагностику) и дифференцированное обучение умственно отсталых детей и учащихся, испытывающих затруднения в обучении, одарённые и талантливые дети, обладающие высокими творческими возможностями, остаются как бы в стороне. Более того, одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, да и современные учебники ни как не помогаю моделировать и проектировать индивидуальные образовательные траектории и индивидуальные образовательные маршруты для одарённых и талантливых детей?
Ответственность за одарённого ученика, остаётся целиком и полностью на совести учителя, который при подготовке к занятиям сам должен учитывать особенности такого ребёнка и заранее подбирать для него дополнительный материал, готовить практические задания, подбирая другую литературу. Конечно, это всё очень сложно и ответственно для учителя, и поэтому ни каждый учитель готов на такие жертвы. А талантливый и неординарный ребёнок, таким образом, остаётся на уроке сам с собой, его потенциал не раскрыт и уроки для него это скучное времяпровождения.
Но не в коей мере не хочу сказать, что нашими учителями не ведётся работа с одарёнными детьми. Ведётся - во внеурочное время. Когда есть возможность остаться с талантом ребёнка наедине. Подготовка к олимпиадам, конкурсам, работа школ «Юных математиков», «Юных программистов», «Юных техников», работа НОУ.
Каким должен быть учебник для одарённого ребёнка? Думаю одарённому ребёнку даже мало просто прочитать «правильно написанный» учебник «запоем», ему важно исследовать, анализировать и мыслить, только тогда он получит настоящее самоудовлетворение. А это очень важно для одарённой и творческой натуры.

 
ЛогиноваДата: Суббота, 2009-08-29, 5:28 PM | Сообщение # 10
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Одаренные дети — это необыкновенные ребята, думающие не стандартно, поэтому и учебник для них должен быть не обычным. Творческие задания должны преобладать над техническими, каждое задание не должно повторять предыдущее, а углублять и расширять изучаемый материал. В учебнике должны быть темы для самостоятельного изучения, для того, чтобы каждый одаренный ребенок смог получить столько знаний, сколько требует его интеллектуальное и личностное развитие. В учебнике должны быть задачи для творческого мышления, разработка решения для которых выходит за рамки изучаемой темы.

г. Батайск, МОУ СОШ №2, учитель математики

Сообщение отредактировал Логинова - Воскресенье, 2009-08-30, 5:01 PM
 
ЕгороваДата: Суббота, 2009-08-29, 5:34 PM | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
г.Батайск, МОУ «Гимназия №7», учитель математики - Егорова Ольга Владимировна

Современный учебник для одаренного ребенка, каким он может и должен быть?
Главными отличительными особенностями психолого-педагогического портрета одаренного ребенка являются высокая мотивация к обучению и потребность в индивидуальной образовательной траектории. Но в учебных программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.
Я считаю, что будущее за электронными средствами обучения, особенно для одаренных детей.
Электронный учебник, учебник-навигатор на начальном этапе организует деятельность, за информацией "посылает по адресам" (в Интернете или на прилагаемом диске), этапы деятельности тщательно определены и по каждому этапу есть диагностика, обязательно разноуровневая. В дальнейшем он позволит обучающемуся, имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, в процессе самостоятельной работы находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации (информационные и справочные мультимедиа приложения, ссылки на сетевые ресурсы и т.п. ). Так же можно использовать электронный справочник как элемент, встроенный в электронный учебник. Эти учебники должны быть по-настоящему интерактивны, чтобы можно было в них делать "записи", пополнять его видео- и аудио-материалами; конфигурировать содержание, вести протоколирование работ для их дальнейшего анализа учителем и самоанализа. Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволят закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные. Наряду с непосредственным обучением одаренный ребенок может ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников, получить нужную для работы информацию, в том числе об олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в мире, а также принять в них участие.
Думаю, что сделать такой учебник не так уж и сложно, но тут возникает проблема компьютеризации школ. При имеющейся комплектации школ и желании учащихся можно перейти на такой режим индивидуального обучения одаренных детей.

 
ПоздняковаДата: Суббота, 2009-08-29, 5:50 PM | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
г.Батайск, МОУ «Гимназия №7», учителя русского языка и литературы

Нельзя быть совсем категоричными и утверждать, что у нас нет учебников для работы с одарёнными детьми. Есть учебник, который помогает создавать систему поиска и поддержки одарённых и талантливых детей, это учебник русского языка под редакцией Львовой С.И. (5-8 класс). В нём имеются разные виды творческих заданий, спец.разделы для одаренных детей с теми заданиями, которые не вошли в программу обучения. Имеются тексты приближенные к первоисточникам, литературные произведения, отрывки. Этот учебник помогает моделировать и проектировать индивидуальные и образовательные траектории для одаренных и талантливых детей путем расширения объема информации для разноуровневого обучения.

 
учитель3Дата: Суббота, 2009-08-29, 9:29 PM | Сообщение # 13
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Форум «Современный учебник»
Современные учебники смогут помочь в поиске и поддержке одаренных детей. Например, при получении домашнего задания с номерами «на выбор», такие учащиеся всегда проявляются, выбирая нестандартные задания.

Учебник должен содержать интересный дополнительный материал по теме, информацию пропедевтического характера, а также творческие и исследовательские задания разных уровней сложности, решение которых ученик может разместить, проверить или изучить самостоятельно дистанционно. Творческие задания должны выявлять и развивать различные типы мышления, учить детей применять ранее полученные результаты. На этапе закрепления знания, учебник обязательно должен содержать задания практической направленности, связанные с реальной жизнью.
Различного материала и сборников заданий для одаренных детей много, но они как правило редко согласуются с программой конкретного учебника и существуют сами по себе. Хотелось бы, чтобы каждый УМК предусматривал работу с одаренными детьми.
Современный учитель давно испытывает потребность в УМК помогающих поддерживать одаренных детей. Но вместе с этим самих учителей надо готовить к серьезной работе с талантливыми и одаренными детьми. Привлекать специалистов для занятий с детьми.
При занятии с талантливыми учащимися в летнее время мною было разработано не учебное пособие, а цикл занятий с заданиями по теме «Математика на шахматной доске».


Таганрог, МОУ СОШ №10
 
КолотинаДата: Воскресенье, 2009-08-30, 4:57 PM | Сообщение # 14
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Батайск, МОУ СОШ №2, учитель биологии.

Решить поставленную проблему, я считаю, возможно, если придать содержанию учебника личностно-деятельностный характер, то есть, изменить познавательную деятельность обучающихся, наполнить разнообразными видами самостоятельной деятельности.
Рубрики типа: «А знаешь ли ты?”, “Это интересно и важно», «Факты и события» и так далее; задания творческого характера: «Подумай», «Сравни», «Распредели», «Рассчитай», «Выдели», «Смоделируй»; темы проектных и исследовательских работ способствуют познавательной активности и обеспечивают интеллектуальное развитие школьников.

Сообщение отредактировал Колотина - Воскресенье, 2009-08-30, 4:58 PM
 
ChepkovaONДата: Понедельник, 2009-08-31, 12:26 PM | Сообщение # 15
Группа: Модераторы
Сообщений: 34
Статус: Offline
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы завершаем первый этап начатого нами 24 августа разговор об учебнике для одаренного ребенка. Жизнь показала, что интерес к проблеме есть, идеи тоже, возможности общения неограниченные. Именно благодаря участникам, активным и пассивным, мы считаем, что начатый разговор может быть продолжен и в будущем. Поэтому мы предлагаем придать форуму статус постоянно действующего и, по-прежнему, рады Вам, и ждем Вас к себе вместе с другими, приглашенными Вами или откликнувшимися самостоятельно.
Подводя итоги состоявшегося разговора, следует выделить то общее начало, которое стало объединяющим для многих из нас. Речь идет о создании электронного учебника, учебника-навигатора для одаренного ребенка. Мы готовы предоставить сайт ИПК и ПРО для подобной работы и стать ее координаторами.
Учителя гимназии №7 г. Батайска упомянули учебник Львовой как хорошо зарекомендовавшее средство обучения одаренных детей. Рады будем объединять усилия всех, кто также положительно относится к потенциалу этого учебника.
Приятно, что коллеги, работающие с одаренными детьми, уже успели по достоинству оценить возможности понятий «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория».
Не все вопросы, заявленные для форума, были освещены. Да это и оправданно. Первый разговор еще не может стать по-настоящему открытой трибуной для тех, кто уже имеет достижения в деле развития, обучения, воспитания одаренных детей с позиций нового понимания образования и человека в нем.
Мы очень благодарны педагогам Егорлыка, Батайска, Таганрога за активное участие в форуме. Сердечно поздравляем Вас с началом учебного года, Великим праздником Начала, как когда-то газета «Первое сентября» назвала этот день. Счастья познания, открытия, признания мы желаем Вам в предстоящем учебном году. Ждем с нетерпением на форум.


Чепкова Ольга Николаевна, к.п.н., доцент кафедры методики воспитательной работы РО ИПК и ПРО.
 
Форум РО ИПК и ПРО » Все форумы РО ИПК и ПРО » Общественная экспертиза учебников » Современный учебник для одаренного ребенка (Каким он может и должен быть?)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:
Используются технологии uCoz