Диссеминация передового педагогического опыта
|
|
Ucheb | Дата: Вторник, 2009-02-10, 4:43 PM | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас в профессиональное сообщество "Дистанционный методист", созданное на нашем форуме. Цель - обеспечение стратегии инновационного развития посредством вовлечения учителей в систему практикосозидательного распространения эффективных образовательных практик. Вступайте к нам в сообщество! Ждем Вас с представлением, презентацией системы сбора, анализа, систематизации и распространения инновационного педагогического опыта (ИПО). ИПО является важнейшим средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. В современных условиях он выступает важнейшим инструментом повышения качества образования. Педагогический опыт в широком смысле - это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений. Высокие результаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании школьников или вос¬питанников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий образовательного процесса. В данном случае педагогическая деятельность учителя не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Общепринято ИПО считать такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений, при котором достигаются лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса. Необходимо учитывать следующие признаки ИПО: более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся; более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств; умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач. Для характеристики педагогов - носителей педагогического опыта чаще всего употребляются понятия «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход». Учитель-мастер свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. Учитель-новатор отличается качествами мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса. Для такого учителя как творца характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации. Работа учителя-исследователя характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции. Такой учитель владеет педагогическими исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа. Памятка учителю, обобщающему свой опыт 1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее. 2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи. 3. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам. 4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями. 5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. 6. Определите форму оповещения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации. 7. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы. 8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований. 9. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики. 10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. 11. При оформлении доклада или статьи тщатель¬но работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введе¬ние, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт. 12. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.). 13. Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей/институтом развития образования), обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образованием. 14. Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического опыта. Модератор форума Оганезова Л.М., отдел учебно-методической и организационной работы РО ИПК и ПРО
|
|
| |
lyubov-5555 | Дата: Вторник, 2009-03-03, 1:16 PM | Сообщение # 2 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Меня зовут Большенко Любовь Николаевна, работаю учителем географии в МОУ СОШ № 63 сл. Красюковской Октябрьского (С) района. Прохожу курсы дистанционного обучения, самостоятельно изучаю модули, готовлю контрольные работы по редагогике и психологии, составляю тестовые задания по географии, разрабатываю урок с "интерфейсом". Хочу поделится опытом методической работы в нашей школе. В ходе методической недели были проведены открытые уроки пр истори по технологии Шогана (урок-погружение, урок-рефлексия), урок-вертушка по математике - 5 групп по 6 человек, в каждой свои задания в тетради, ребята проверяют друг друга сначала в паре, затем на карте успешности выставляют оцеки друг другу и выполняют тестовую работу. Очень интересен методический прием "Фишбоу" - алгоритм: Цель - причины-следствия-выводы. На доске рисуется схема, например, рыба, где голова-цель, кости причины и следствия, а хвост - итог урока. Детям нравятся формы рисунков на доске - виноград, город, птица. Мною проведен урок по проектной технологии "Регионы Зарубежной Европы". Цели урока достигуты: ребята обобщили знания об особенностях географии и экономики крупных регионов и стран Зарубежной Европы; закрепили знания о субрегионах Зарубежной Европы; работали с разными источниками информации; ребята были активны на уроке. В начале урока была обозначена проблема – "В чем проявляется экономико-географическая специфика регионов Западной Европы?"- и с помощью творческого проекта «Зарубежная Европа как крупный рекреационный регион» , информационного проекта "Типологические черты и особенности каждого из регионов Зарубежной Европы", исследовательского проекта "Сравнение Западной и Восточной Европы" учащиеся искали ответ на поставленный вопрос, т. е. решали проблему. Защита проектов проходила с помощью презентций, виртуального путешествия по странам Европы и на основе анализа статистических материалов. Урок -исследование является перспективной формой работы, позволяющей, с одной стороны, обеспечить индивидуализацию образовательной траектории учащегося, а, с другой стороны, интегрировать полученные им знания по различным дисциплинам в единый комплекс практических умений. В завершении - мой творческий отчет,посвященный самым передовым и интересным, на мой взгляд, проблемам современного образовательного процесса - «Эффективность использования информационных технологий на уроках географии».
Большенко
Сообщение отредактировал lyubov-5555 - Вторник, 2009-03-03, 1:17 PM |
|
| |
географ | Дата: Вторник, 2009-03-03, 9:36 PM | Сообщение # 3 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Меня зовут Феденко Елена Михайловна. Я работаю учителем географии МОУ СОШ№22 поселка Горный Красносулинского района. В этом учебном году мною был разработан и апробирован курс «Лес и его жизнь». Включение в содержание школьного образования данного курса - настоятельная необходимость сегодняшнего времени. Всем нам, конечно, хорошо знаком внешний облик леса – множество деревьев, стоящих близко друг от друга. Мы видим лес в природе, а не на картинках, так как, рядом со школой расположен Горненский Государственный областной заказник. Многие и сами бывали в лесу, наслаждались живительной прохладой в жаркий летний день, собирали ягоды, грибы, орехи, слушали пение птиц. Но о жизни леса, его зелёных обитателях большинство ребят имеют довольно слабое представление, далеко не все, к примеру, знают, какие растения встречаются в лесу, чем каждое из них интересно, какую пользу приносит человеку. А ведь любое растение имеет свои примечательные особенности, свои маленькие тайны. Лес в наши дни испытывает на себе сильное влияние со стороны человека. Это влияние не только велико, но и очень разнообразно. Тут и сплошные рубки, и массовый туризм, и выпас скота, и загрязнение атмосферы. А как реагирует лес на все это? Какие изменения в нем происходят? Насколько они опасны для самого существования леса? Для того чтобы сберечь, сохранить лес, надо, прежде всего хорошо знать растительное население, отдельные растения и их свойства. Но, кроме того, важно знать и лес в целом – его строение и жизнь, законы развития и устойчивость к нарушениям. Обо всем этом учащиеся узнали из данного курса. Основная цель курса – сформировать у учащихся бережное отношение к природе, в частности к лесу. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности. В ходе были проведены исследования чистоты воздуха методом биоиндикации по лишайникам. Наблюдение проводилось в 3-х точках, выбранных в разных частях леса: - 1-я точка – в районе участка леса у железной дороги; - 2-я точка - в районе балки Журавка в заказнике; - 3-я точка – в районе участка автодороги. Выбрали на исследуемом участке 10 старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев. Определили на контрольных деревьях виды лишайников, подсчитали их число и распределили их на три группы: кустистые, листоватые и накипные. Выбрали наиболее здоровую часть коры контрольного дерева на высоте 30-150 см, наложили на нее рамку и подсчитали, какой процент площади окна рамки занимают лишайники (площадь проективного покрытия). Повторили измерения несколько раз, определили среднее значение площади проективного покрытия и определили по таблицам класс чистоты воздуха: I – идеально чистый воздух; II – чистый; III – относительно чистый («норма»); IV – загрязненный («тревога»); V – грязный («опасно»). Результаты биоиндикации воздуха Таблица №1 Контрольная точка Общее кол-волишайников Уровень загрязнения Участок леса у железной дороги 248 19 21 208 25 III Балка Журавка в заказнике 564 131 182 251 56 I Участок леса у дороги 321 29 82 210 32 II Встретившись с главой Горненского городского поселения Колесниковым Николаем Александровичем, и обсудив экологические проблемы, мы составили план совместных мероприятий. Так провели акции: • «Живи лесная пичужка» - развешивали скворечники. • «Живи муравейник» - обнаруживаем муравейник, ведем наблюдение, очищаем его от опавших веток, мусора. • «Первоцветы» - проводим разъяснительную работу не только среди школьников, но и жителей поселка; Результатом работы стало так же создание учащимися проектов на темы: 1. «Лекарственные травы»; 2. «Грибное царство»; 3. «Красота леса круглый год»; 4. «Животный мир леса»; 5. «Растительность леса».
Сообщение отредактировал географ - Вторник, 2009-03-03, 9:39 PM |
|
| |
Атали | Дата: Пятница, 2009-03-13, 10:27 PM | Сообщение # 4 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Я, Киселева Наталья Михайловна, работаю учителем немецкого языка в МОУ Маныч - Баабинской ООШ. Моя работа как предметника в последние годы ориентирована на использование информационно- коммуникативных технологий. Использую данную технологию не только на уроках, но и во внеурочной деятельности . Использую возможности выхода в Интернет, локальную школьную компьютерную сеть. Это дает возможность использовать информационные ресурсы как мне, так и моим ученикам. В ходе занятий я использую диски с электронными учебными материалами: «Немецкий язык на раз-два-три», «Das deutsche Alphabet fur die Kinder», «Das Schonste von Rhein und Mosel», «Начинаем учить немецкий», «Немецкий язык для детей. Обучим! Переведем! Развлечем!», «Английский язык. Видеоучебник для младших школьников» и другие. Использую возможности программ: Photoshop, PageMaker, Flash, Corel Draw, 3D MAX и др. Использую и многочисленные ресурсы Интернет. Ниже приведены только некоторые из них: № Адрес сайта Результативность использования 1. www.studygerman.ru Работа с аутентичными немецкими текстами 2. www.grammade.ru Грамматический материал, тесты по грамматике. 3. www.deutsch-uni/com.ru Работа с текстом, аудиоматериалы 4. Audio-Class. Немецкий вслух. Обучение аудированию Занимательный немецкий. Сравнительный перевод. 5. www.rustest.ru www.gotovkege.ru Подготовка к олимпиаде 6. УНЦ ДО On-line тесты Тематический тестовый контроль знаний 7. www.DeutscheSprache.ru Аудиоматериалы для изучения немецкого языка 8. www.it-n.ru/ Материалы к урокам Я создала электронную картотеку учебно – методических материалов кабинета: лабораторные работы, тесты, самостоятельные и контрольные работы, списки учебников, рефератов, учебных презентаций и т.д.. С моей помощью в школе создан банк электронных учебников, банк учебных презентаций по учебным предметам и часов общения. Мною готовятся все презентационные материалы для общешкольных родительских собраний, педагогических советов и внеклассных мероприятий. Мною разработаны, апробированы и используются в работе: тесты для текущей оценки качества знаний и итоговые тесты, варианты самостоятельных и контрольных работ, разработаны темы творческих работ, задания для проведения олимпиад и конкурсов для различных уровней знаний учащихся. Я в течение многих лет являюсь постоянным участником региональной конференции по использованию информационных технологий в образовательном процессе. Постоянно совершенствую свои знания использования компьютерных технологий и интернет-технологий. Свои знания передаю своим коллегам и ученикам через постоянно действующие в школе семинары и тренинги по использованию информационных технологий в учебном процессе. Программа семинаров и тренингов составлена мной, одобрена методическим советом школы. В течение трех лет мною были проведены обучающие семинары: - Использование современных компьютерных технологий на уроках; - Использование интернет-технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности; - Создание учебных презентаций; - Использование электронных учебников, энциклопедий, справочников в урочной и внеурочной деятельности; - Работы учителя с программами Photoshop, PageMaker, Flash, Corel Draw. Хорошие знания компьютерных технологий позволяют моим ученикам участвовать в различного уровня олимпиадах, конкурсах, фестивалях, создавать исследовательские проекты и успешно защищать их, а также использовать знания ИТ при выполнении и защите проектов по другим предметам.
|
|
| |
Ucheb | Дата: Пятница, 2009-03-20, 11:03 AM | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Уважаемые коллеги! Руководители муниципальных методических служб области, методисты, руководители Р(Ш)МО образовательных учреждений готовятся к проведению областного семинара "Диссеминация передового педагогического опыта", который состоится в апреле в г.Гуково. На нашем форуме Вы можете предложить ваши материалы по систематизации передового опыта и создании системы методического сопровождения распространения опыта в региональной образовательной среде. Структура представления инновационного педагогического опыта Параметры:формальные, отражающие формальные характеристики автора (авторского коллектива), чей инновационный опыт описывается; содержательные, характеризующие сущностную (смысловую) сторону инновационного опыта; результативные, указывающие на эффективность инновационного опыта с точки зрения его апробации в реальной педагогической практике. 1Формальные параметры1.1Наименование педагогического опыта 1.2Авторский коллектив – разработчик педагогического опыта 1.3Тип и вид представляемого учреждения 1.4Период формирования и функционирования педагогического опыта 1.5Адрес педагогического опыта 1.6Специалист, представляющий педагогический опыт 2Содержательные параметры 2.1Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесенность с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования и востребованность на практике). 2.2Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме. 2.3Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. 2.4Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта. 2.5Педагогическая целесообразность эффективного опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогической работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требованиям педагогической науки. 2.6Психологическая целесообразность эффективного опыта. Основные субъекты, включенные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников). 2.7Социальная направленность эффективного опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта. 2.8Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы). 2.9Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению. 3 Результативные параметры 3.1Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. 3.2Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. Доказательство неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении. 3.3Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и учащихся в осуществлении педагогического опыта. 3.4Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференций, сборниках и монографиях.
|
|
| |
slava | Дата: Суббота, 2009-04-18, 3:54 PM | Сообщение # 6 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Попова Наталья Алексеевна, учитель немецкого и русского языков МОУ Обливской открытой (сменной) ОШ. Считаю, что качество образования и достижений учащихся во многом зависит от деятельности педагога. У педагога, постоянно ищущего и работающего творчески, намного меньше неуспевающих и отстающих учеников. Хорошо, что есть такой форум, где можно поделиться идеями и новинками, задать вопросы друг другу и обменяться мнениями. Хочу поделиться своими инновационными деяниями. Это применение на уроках элементов технологии сотрудничества, групповой работы, командных игр и заданий. Еще применяю на уроках проектную методику и показ презентаций, котрые выполняю сама и ученики, использую информацию из интернета. Все это способствует сплочению коллектива, помогает ученикам раскрыться и проявить себя.
|
|
| |
елав | Дата: Понедельник, 2009-04-27, 9:05 PM | Сообщение # 7 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Мы, творческая группа учителей русского языка и литературы МОУ Обливская СОШ №1 в составе: Овчиевой Н.С., Переходкиной В.Ф., Скобелевой Н.В., Максимовой О.С., Фокиной Е.С., Грязиной Е.А., Лавриковой Е.В., стремясь сделать современный урок более продуктивным и интересным, используем на своих уроках мультимедийные технологии. В нашей школе есть и используются нами в учебно-воспитательном процессе все необходимые информационные ресурсы: компьютерные классы, наличие компьютеров в учебных кабинетах, локальная сеть, интерактивные доски. В 2007 году члены творческой группы прошли краткосрочное обучение в институте повышения квалификации по программе «Использование информационных технологий в учебном процессе» при ИПК и ПРО. Это позволяет нам общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок эффективным, пробудить интерес к классической и современной литературе, а также к освоению учебного материала. В решении данной методической задачи мы используем ресурсы кабинета русского языка, полученного в рамках ПНПО. Наше ШМО работает над проблемой «Особенности преподавания русского языка в системе личностно-ориентированного подхода», разрабатывает дидактические проекты уроков, которые, несомненно, заинтересуют коллег. Постоянный поиск новых форм организации учебного процесса и учет психологических особенностей современных школьников помогают нам пробудить у обучающихся интерес к произведениям русской литературы и создать положительную мотивацию к изучению русского языка. Мы считаем, что педагогические технологии и инновации, используемые нами в процессе обучения, позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но и создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Ребята в нашей школе под руководством учителей-словесников четко определили, что на уроках русского языка они не просто учатся грамотно писать, что немаловажно для современного человека, но и учатся излагать свои мысли, выступать публично, приобщаться к национальной культуре русского народа, то есть жить в обществе. Реализация вышеуказанной проблемы требует решения следующих задач: - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; - стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; - использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; - оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; - поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. ШМО словесников разрабатывает программы работы с одаренными детьми, методические рекомендации, в этом направлении проведены мониторинги результативности с этой категорией обучающихся. Наши ученики – активные участники олимпиад, научно-практических конференций всех уровней. Они приобретают бесценный опыт творческой деятельности, публичных выступлений, постановки и осуществления жизненных целей. Работая над повышением речевой культуры обучающихся, воспитанием личности, способной решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, мы внедряем текстоцентрический подход. Реализуя программу развития «Школа – ресурсный центр по организации профильного обучения» в 2005г. наша школа перешла на новый БУП-2004г. В 10-11 классах с учетом интересов обучающихся, запросов их родителей введен социально-гуманитарный профиль, где в течение уже 4 лет изучаются элективные курсы: «Основы красноречия», «Филологический анализ литературного произведения», «Современный отечественный литературный процесс», «Теория и практика анализа художественного текста». МОУ Обливская СОШ №1 пятый год организует итоговую аттестацию по русскому языку в основной школе в новой форме, восьмой год учащиеся 11 классов сдают русский язык в формате ЕГЭ 11 класс, показывая лучшие результаты в районе. Среди выпускников много журналистов, учителей словесности, юристов, искусствоведов. Можно отметить следующие формы повышения квалификации учителей нашей группы: - взаимопосещение и анализ уроков; - индивидуальные консультации со специалистами ИПК и ПРО, курсовая переподготовка; - работа над едиными методическими темами. Наша творческая группа создала более пятидесяти документов практически по всему школьному курсу русского языка и литературы: - тесты и тестовые задания, позволяющие добиться более объективной и мобильной обратной связи; - упражнения разных уровней сложности, побуждающие школьников к активному включению в учебный процесс; - памятки и опорные конспекты, помогающие ученикам наблюдать за своей самостоятельной работой и своевременно ее корректировать; - вопросники для итоговой и промежуточной аттестации. В 2008-20009 г.г. на базе нашей школы мы проводили научно-практическую конференцию, семинары, мастер-классы, где делились своим опытом с коллегами района. Мы еще раз на практике убедили словесников района, что личностно-ориентированное обучение предполагает разнообразие методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся.
|
|
| |
учитель | Дата: Вторник, 2009-04-28, 2:14 PM | Сообщение # 8 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Я, Апряткина Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Леоновская СОШ» Обливского района, Ростовской области. В свете новых требований к качеству современного образования, определённых Концепцией модернизацией российского образования, мною проводится следующая работа по предмету: - Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы "БЭНП «Литература», Библиотека школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, , Adobe Photoshop CS2, использую мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), локальную сеть, выход в Интернет, интерактивную доску, мультимедийный проектор, использую инновационные образовательные ресурсы (ЦОР,ЭОР НП), с помощью этих программ и оборудования создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Наиболее интересными считаю презентации для проведения уроков в форме игр "Счастливый случай", «Умники и умницы», викторин «Как получить пять», «А знаете ли вы?», «Фразеология»,которые можно использовать для уроков повторения и обобщения по разным темам, меняя содержание.(могу поделиться с коллегами) - Для оптимизации образовательного процесса применяю игровые технологии, технологию проблемного обучения, т.к. это приоритетное направление в работе нашей школы, дифференцированное обучение, КСО, групповые технологии, индивидуальные, классно-урочные технологии, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также классная, групповая, индивидуальная и коллективная формы организации обучения и воспитания. - Большое внимание уделяю применению ИКТ в преподавании и управлении учебным процессом. Уроки с компьютерной поддержкой вызывают живой интерес у детей, активизируют их практическую деятельность. ИКТ дают возможность в большей степени индивидуализировать процесс обучения, уменьшая фронтальные виды работы и увеличивая долю индивидуально-групповых методов обучения. Особенности и преимущества уроков с компьютерной поддержкой перед традиционными уроками. • В наиболее доступной и привлекательной форме за счет средств мультимедиа демонстрируются приемы последовательности операций; • Я, как учитель, освобождаюсь от необходимости многократно повторять один и тот же учебный материал, благодаря чему у меня появляется возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с учениками; • Привлекательность компьютерной техники повышает интерес к уроку, позволяет активизировать самостоятельную практическую деятельность школьников; • Экономия времени, когда дополнительные пояснения можно получить с помощью компьютера, ученики успевают сделать более качественную работу; • Использование информационных технологий в предметной подготовке способствует овладению школьниками способами и приемами учебной деятельности с применением компьютера, формированию основ информационной культуры; • Предоставляется возможность подготовить к уроку разнообразный раздаточный материал с большей экономией времени. - На протяжении нескольких лет работаю над системой разработки диагностики и мониторинга с целью определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития учащихся. ЦЕЛЬ: Отработка и обобщение механизма педагогического мониторинга обученности учащихся по русскому языку; организовать отслеживание процесса и результата обучения таким образом, чтобы способствовать формированию у учащихся не только необходимого уровня умений, но и положительного личностного опыта.
|
|
| |
nataliya | Дата: Среда, 2009-11-11, 12:00 PM | Сообщение # 9 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Вопрос Прутко Натальи Ивановны (МОУ: Лагутнинская СОШ) Методики дистанционного обучения в системе повышения квалификации, я думаю, заинтересовали многих участников конференции, потому что каждый педагог, получая дистанционное образование, может учитывать уровень своего профессионализма. Он самостоятельно работает по своей индивидуальной образовательной программе, выбрав определенный темп обучения. Вопросы: 1. Может учитель сам решить, на каких курсах он будет обучаться (дистанционное образование или очная курсовая подготовка)? 2. Какие предметы включены в программу дистанционного образования?
|
|
| |
НАТА | Дата: Пятница, 2009-12-11, 0:24 AM | Сообщение # 10 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Статус: Offline
| Многие учителя хотели бы повышать свой уровень подготовки дистанционно, но многих смущает стоимость обучения. Но, на мой взгляд, на обучение нельзя жалеть денег! Лично я люблю повышать свой уровень непосредственно на курсах при РО ИПК и ПРО в общении с преподавателями - очень грамотными и душевными людьми! Спасибо Вам за труд! Но мне интересно какие курсы будут предложены для дистанционного обучения.Добавлено (2009-12-11, 0:24 Am) --------------------------------------------- Я, Головатенко Наталья Васильевна, работаю учителем математики МОУ СОШ №3 г. Азова. С 2005 года мною выбрана тема исследования "Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике". Мною поставлены следующие задачи: - умение ставить цели и планировать деятельность по их достижению; - навыков самоконтроля и взаимоконтроля, рефлексии; - навыков самостоятельной творческой работы; - умение добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, электронные издания, интернет), передавать ее; - умение грамотно использовать в речи математические знания и умения в реальных ситуациях; - опыта применять математические знания и умения в реальных ситуациях; - навыков работы в команде, умения учиться высказывать и аргументированно отстаивать свое мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата. В своей работе обучение рассматриваю как процесс активного взаимодействия между обучаемым и обучающим, в результате которого у обучаемого формируются знания и умения на основе собственной активности. Рассматриваю свое педагогическое управление как процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояние в другое, соответствующее поставленной цели. В структуре мотивации выделяю 4 компонента: 1) удовольствие от самой деятельности; 2) значимость для личности непосредственного результата; 3) мотивирующая сила вознаграждения за деятельность; 4) принуждающее давление на личность (Б.И. Додонов) Развитие познавательного интереса проходит в три этапа: 1) ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности и т.д. 2) устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; 3) включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов. Совершенно необходимым, но не достаточным условием того, чтобы информация была воспринята, является посыл к тем органам чувств достаточно интенсивных, четких, не искаженных сигналов, соответствующих характеристикам органам чувств, особенностям человеческого восприятия, в том числе и жестов. Огромное внимание уделяю развитию интеллекта и креативности учащихся. Концепция дифференцированного обучения, разработанной Р.А. Утеевой, широко присутствует в моей практике, в том числе фронтальная, коллективная, групповая и индивидуальная формы деятельности. Рефлексия учебной деятельности складывается главным образом из ее контроля и оценки. Особенности моей работы заключается в использовании: - различных приемов развития памяти и речи учащихся; - разнообразных приемов работы с учебно-методической литературой; -конспектно-блочной подачи теоретического материала, включающих в себя конспекты, листы взаимоконтроля, проверочные и контрольные работы; - различных видов уроков; - Применение компьютерных технологий, интерактивной доски "AEBORD", созданной мною медиатеки и мультимедийных презентаций практически на каждый урок; - приемов обучения решению задач и упражнений; - приемов внутренней мотивации учащихся (в частности, отбор занимательного, познавательного материала по математике, позволяющего заинтересовать школьников) НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА ГОЛОВАТЕНКО, г.АЗОВ
|
|
| |
шкраб | Дата: Среда, 2010-01-06, 12:20 PM | Сообщение # 11 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
| Уважаемая Лорине Мовсесовна, я бываю частым гостем сайта Вашего института, принимал участие и в работе интернет-конференции 10-12 ноября 2009 года. Знакомясь с Вашими материалами, обратил внимание на то, что взгляды на многие вопросы, касающихся компьютерных педагогических технологий, реализуемых дистанционно, у нас с Вами совпадают. Я употребляю словосочетание "дистанционное обучение" за редким исключением, считая что это понятие отражает только техническую сторону обеспечения и поддержки субьект-обьектной связи участников учебного процесса. Дидактико-психологическая составляющая этого взаимодействия сохраняет свои традиционные формы. В тоже время, современные программно-технические средства позволяют формировать виртуальную среду субьект-обьектного взаимодействия. И даже при асинхронном протекании взаимодействия, процесс влияния обучающего на обучаемого становится непрерывным. В нашем Центре я являюсь научным руководителем научно-технической разработки по созданию программно-инструментальной платформы нового поколения, концепция которой построена именно на формировании виртуальных решений организации обучения, в основе которого лежат дидактико-психологические процессы. В процессе разработки, пришли к выводу, что еще до завершения работы по созданию платформы (завершение в 2013 году), необходимо уже сейчас организовать обучение педагогов по вопросам формирования таких сред и их использования в учебном процессе. В формировании и реализации этих сред ведущая роль пренадлежить учителю и он должен быть готов к этой мисси. У нас в Украине, я провожу в областных институтах последипломного педагогического образования занятия по авторской программе: "Основы дидактического проектирования информационной обучающей среды системы повишения квалификации учителей". А с 4 января 2010 года меня привлекли к проведению таких занятий с директорами, заучами и учителями общеобразовательных школ. Разработанныве мною авторская программа и учебное пособие получили гриф министерства образования и науки Украины. Уверен, что занятия такого содержания могут быть полезными и для педагогической общественности Ростовской области. Подтверждением тому является активная позиция Головатенко Наталии Васильевны из Азова и других педагогов, участников сообщества "Дистанционный методист". Рад буду ответу всех участников сообщества на мой e-mail: viktor.shevchenko@itdev.org.ua
Шевченко Виктор Леонтьевич, заместитель директора по научной работе Украинского научного центра развития информационных технологий Министерства образования и науки Украины.
Сообщение отредактировал шкраб - Среда, 2010-01-06, 4:20 PM |
|
| |
bravo | Дата: Среда, 2010-02-17, 12:49 PM | Сообщение # 12 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Уважаемые коллеги! Я, Ковалева Елена Ивановна, учитель немецкого языка МОУ СО Старостаничной школы Каменского района, хотела бы поделиться опытом работы над решением проблемы формирования познавательной активности школьников. Одним из направлений этой деятельности является информатизация учебно-воспитательного процесса. Под понятием «информатизация» подразумевается не только использование информационно-коммуникационных технологий. Такие понятия как «алгоритм», «блок-схема», «моделирование» и другие, свойственные скорее, науке информатике постоянно используются и в процессе обучения иноязычной культуре. На мой взгляд, мы должны научить ребят, прежде всего, работать с огромными информационными потоками, ориентироваться в современном информационном пространстве. Проще говоря, научить учиться, работать и жить в современном мире. В своей работе я использую как традиционные методики, так и современные технологии. «Пропуская» их через определенный «блок» информационно-коммуникационных технологий, я добиваюсь повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Мне хотелось бы рассказать о наиболее интересных наработках. В настоящее время широко используется метод проектов. Например, обучаемыми выполняются исследовательские, практико-ориентированные проекты. Создание в 6 классе проектной работы «Meine Lieblingsjahreszeit» планируется в течение одного урока и помогает ученикам не только мобилизовать языковые знания, но и развивать их творческие способности, учит работать в коллективе. Проектная работа «Die Verkehrsregeln. Alle Kinder müssen wissen!», выполненная учениками 7 класса, используется не только на уроках, но и во внеклассной работе. Работа обучаемых 11 класса «Die Rolle der Fremdsprachen» доказывает важность изучения иностранных языков и помогает при профориентации. Иногда я обращаюсь к ребятам с просьбой помочь подготовить материал к уроку. Конечно, я преследую цель заинтересовать своим предметом, помочь осознать важность их языковых знаний для окружающих. Как мы знаем, осознание успеха неразрывно связано с признанием достижений личности окружающими. Так появляются практико-ориентированные проекты, используемые на уроках немецкого языка. «Die Haustiere», «Wie decken wir den Tisch?», «Im Lebensmittelgeschäft», «Die Hauptstadt Deutschlands – Berlin» и многие другие используются на уроках в младших классах. При этом ученикам важно увидеть, что результат их деятельности реально востребован на практике. Конечный продукт может быть представлен в различной форме – раздаточный материал, развивающие настольные игры, презентации Power Point. Интересна проектная работа «Brot, ein wichtiges Grundnahrungsmittel!». На первоначальном этапе мы составили план сбора информации, распределили задания между участниками, назначили сроки выполнения заданий и выбрали способ представления конечного продукта. Ребята нашли большое количество информации о самом важном продукте питания - хлебе. Но необходимо было выбрать только то, что может заинтересовать школьников. Разработав алгоритм выполнения проекта, мы выделили несколько направлений: 1. Woraus kommt das Brot?, 2. Wie bäckt man das Brot?, 3. Welches Brot kann man kaufen?, 4. Viel Neues und Interessantes über das Brot. С помощью алгоритма создания конечного продукта были определены цели и задачи проекта. Целью этой проектной работы является воспитание бережного отношения к хлебу. «Schätze das Brot!» призывают участники проекта. Умение определять цели и задачи, планировать свою деятельность – эти качества необходимы каждому молодому человеку в современном информационном обществе. Эта работа была представлена на конкурсе «Учительские находки», проводимом Институтом новых технологий и Российским общеобразовательным порталом и была высоко оценена конкурсным жюри (http://www.collection.edu.ru/attach/17/11052.zip ). Творческая группа обучаемых «Deutsch. Kontakte» участвовала в конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе», проводимом Международным институтом развития «ЭкоПро». Конкурсная работа «Wasser – Baustein des Lebens» раскрывает проблему загрязнения водных ресурсов. Работа над проектом способствовала совершенствованию языковых знаний старшеклассников, формированию их активной жизненной позиции. В этом году я сама работаю экспертом на конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе». Это помогает мне совершенствовать профессиональные навыки, приобрести огромный опыт работы с ИКТ. Используя возможности сети Интернет, я познакомилась с материалами школьных сайтов Германии для того, чтобы перенять опыт зарубежных коллег по организации проектной работы. Мне показалось интересным представление конечного продукта в виде внеклассного мероприятия. Мы попробовали, и у нас получилось. Первым опытом этой деятельности стало внеклассное мероприятие «Прогулка с мышонком Пипом», которое носит познавательный характер, имеет большую практическую направленность, пропагандирует культуру поведения пешеходов, Правила дорожного движения. Оно было подготовлено обучаемыми второй ступени для младших школьников. Разработка мероприятия опубликована в №5 (2008 г.) журнала «Практические советы учителю». При изучении темы «Продукты» проводится внеклассное мероприятие «Was essen wir? Was ist gesund?». В атмосфере соревнования и игры ребята узнают о том, какие продукты полезны, что обычно готовят в Германии. В последнее время популярными становятся on-line – тестирование, сетевые олимпиады. Мы используем возможности как немецкоязычных, так и отечественных сайтов (например, www.dw-world.de , http://lomonosov2009.lingvograd.ru/ ) Участвуя в проектной работе, обучаемые совершенствуют свои языковые знания и практические навыки работы с компьютером, приобретают необходимые личностные качества, учатся ориентироваться в современном информационном пространстве. В результате этой деятельности мои ученики успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах различных уровней. Часто это помогает им определиться с профессиональным выбором. Ежегодно ряды студентов факультетов иностранных языков пополняются нашими выпускниками. В школе растет популярность предмета и становится все больше желающих изучать немецкий язык. Буду рада, если опыт моей работы будет полезным коллегам. Надеюсь найти единомышленников.
Сообщение отредактировал bravo - Четверг, 2010-02-18, 9:02 AM |
|
| |
OganezovaLM | Дата: Пятница, 2010-02-26, 5:20 PM | Сообщение # 13 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Уважаемые коллеги! Спасибо за участие в форуме! В условиях реализации профессиональных конкурсов 2010 года особое внимание хочется уделить современной трактовке понятий "ИННОВАЦИЯ в образовании и диссеминация инновационного педагогического опыта" Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Диссеминации подлежит такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения. Описание инновационного педагогического опыта представляет собой целостное описание актуального для развития региональной системы образования образовательного ресурса, включающее следующие обязательные компоненты: 1.тема; 2.источник изменений; 3.идея изменений и ее содержание; 4.концепция изменений; 5.новизна педагогического опыта; 6.трудоемкость, риски и ограничения; 7.условия реализации изменений; 8.результат изменений (продуктный и субъектный); 9. заключение Особые требования предъявляются к формулировке темы. Она должна отражать основную идею опыта, быть конкретной, четкой, лаконичной, доступной, достаточно информативной, содержать указание на причину (педагогическую проблему), вызвавшую появление данного опыта, быть привязанной к определенным этапам и условиям педагогического процесса В обновленных условиях, определенных реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", хотим акцентировать Ваше внимание на особенности источников инновационных изменений: -несоответствие реальных возможностей обучающихся тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны школы и учителей; -несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни; -несоответствие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; -отставание процессов генерализации знаний и умений от необходимости применять преимущественно обобщенные знания и умения для решения прикладных задач; -расхождение между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; -несоответствие определяющего значения деятельности в развитие личности и преобладания в массовой школе репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения и мероприятийных форм воспитания; -расхождение между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и технократизацией педагогического процесса
|
|
| |
ИгнатьеваТП | Дата: Воскресенье, 2010-03-14, 6:09 PM | Сообщение # 14 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Здравствуйте, уважаемые коллеги, я, Игнатьева Тамара Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 им.Ю.А.Гагарина г.Таганрога. Школа, в которой я работаю, строит свою деятельность по Программе развития "Школа личностно-ориентированного обучения", поэтому строю свою деятельность согласно данной программе. "Развитие самостоятельной творческой деятельности в образовательном процессе" - проблема, над которой я работаю. Особенность - в поэтапной методической системе. На I этапе провожу урок вместе с несколькими учениками, получившими накануне индивидуальные творческие задания. I этап базирую на развитии когнетивной компетенции - желании познавать. На II этапе предварительно делю класс на группы (пары). Урок проводят группы (пары) учащихся под моим руководством. На этом этапе большое внимание уделяю развитию коммуникативной компетенции- умению владеть речью, сотрудничать. На III этапе учащиеся сами делятся на группы, формируют темы творческих работ, определяют виды деятельности. Особенность III этапа - умение выбирать позицию, принимать позицию другого, таким образом развивая социальную компетенцию. На IV этапе учащиеся готовят материал к уроку, стирая межпредметные границы, развивая правописную, речевую, коммуникативную, социально-информационную компетенции. Роль учителя - организатор, направляющий деятельность учащихся.
|
|
| |
inna | Дата: Воскресенье, 2010-03-21, 11:03 AM | Сообщение # 15 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я, Попова Инна Алексеевна, учитель начальных классов МОУ гимназии №25 г. Ростова-на-Дону. Считаю, что повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Сегодня основная проблема - как сделать изучение основ наук доступным и интересным для каждого школьника. Формирование у учащихся коммуникативной компетенции является главной целью обучения и способствует осуществлению общения на межкультурном уровне. Для решения такой важной проблемы обучения нужны инновационные методы преподавания. Возникает проблемный вопрос: позволит ли внедрение интегральной технологии в процесс обучения младших школьников сформировать коммуникативную компетенцию? Ведь интеграция с другими образовательными областями формирует коммуникативную компетентность учащихся. Цель, которой, по моему мнению, формировать коммуникативную компетенцию посредством интеграции предметов с другими образовательными областями. А задачи: изучить информационную базу опыта и подобрать диагностические материалы. Разработать и апробировать систему интеграции структуры и содержания учебного материала, направленную на формирование коммуникативной компетенции. Проанализировать успешность, результативность и эффективность использования технологии интеграции образовательных областей в обучении. С сожалением приходится констатировать, что в современной методической науке теория интегрированных уроков разработана слабо. Определяющим моментом интеграции является цель урока. Цель урока, а главное его содержание, должны включать в себя дидактические и развивающие задачи изучения двух предметов, равноправно сосуществующих на занятии. В процессе работы сделан вывод, что при определённых условиях соавторами интегрированного урока в равной степени с учителем могут стать сами учащиеся. Анализ педагогической практики показал, что продуктивнее всего интегрированные уроки используются как обобщающие, которые предоставляют широкий выбор освещения какой-либо предметной области, соответствующей целям урока. Перед учащимися открывается возможность продемонстрировать не только знания, но и показать свою эрудицию, умения и навыки самостоятельной работы со смежными предметами. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин. На протяжении многих лет характер взаимоотношений между обучающим и обучаемым в сущности почти не меняется: обучаемый остается объектом педагогического воздействия. Его учат – он учится, но вряд ли он будет готов учиться сам. “Равноправие” преподавателя и учащегося весьма иллюзорно: это равенство участников ролевой игры или дружеской беседы, но не равенство сотрудников в основной (учебной) деятельности. Одним словом, учитель решает, останется ли ученик объектом обучения или станет полноправным субъектом учебного процесса. И если учитель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он, во-первых, определяет цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения, а во-вторых, помогает осознать учащемуся не только цель урока, но и пути ее достижения. Итак, планирование и проведение занятия – это два аспекта, в которых проявляется любая методическая концепция. И всё же она мертва без основной идеи. Такой идеей является сотрудничество с учеником, направленное на развитие умения самостоятельно учиться.
|
|
| |