Суббота, 2024-11-30, 0:42 AM

Форум РО ИПК и ПРО

МИНИ-ЧАТ РО ИПК и ПРОРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость ·
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Модератор форума: BachmetUP, ChepkovaON  
Каким должен быть учебник?
LesyaДата: Среда, 2010-04-07, 7:19 PM | Сообщение # 16
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
Здравствуйте! я преподаю математику и за 15 лет работы столкнулась с проблемами учебника. Считаю, что современный учебник должен:
- соответствовать возрастным и психологическим особенностям возраста;
- иметь логическое построение;
- дифференцированный;
- способствовать подготовки к итоговой аттестации.
 
афганецДата: Пятница, 2010-05-14, 10:39 PM | Сообщение # 17
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
И, как всегда на форуме, - кто о чем. Кто - с позиции министерства, кто - с позиции школы, кто - просто с профессиональной позиции. Вот только с позиции ученика никто не пишет. Видимо, потому, что по древней педагогической традиции, ее никто всерьез не воспринимает. Взрослые дяди и тети решают, плохой это ученик или хороший, решают его судьбу. Никто не говорит об известных всем фактах, например, о не менее древней традиции учеников в последний день занятий, после всех экзаменов, торжественно сжигать за школой на костре свои учебники. Почему они это делают? Стандартный педагогический вопрос: потому что они хулиганы. Вот и вся педагогика. Одно (советское) время, когда учебники выдавались бесплатно, с обязательным возвратом, эта традиция слегка пошатнулась, но сейчас - денег не жалко. И никто об этом не говорит - неприлично. Это считается неизбежным злом, естественным образом выходящим за моральные пределы. Это такая норма издержек обучения, такая дань, пошлина, оброк, плата за образованность общества. Как и преступность в обществе в целом.
Критерии идального учебника обсуждаются очень давно. Но никакого толку нет. Ведь ясно, что учебник нужен только начинающим учителям, которые не могут сами слова сказать (методика "домашних заданий" - "выучи и расскажи" уходит в прошлое). Ясно, что сейчас значение учебника (как и экзаменов) в учебном процессе резко снизилось. Его пытаются поднять насильственными мерами. И что это даст? Эпоху Возрождения древней учебниково-костровой традиции.
Другой аспект: учебник нужен для того, чтобы выделять с их помощью потенциальных ученых, способных корпеть над текстами и пробирками, создавать новые теории, делать открытия. В итоге - грамм добычи, в годы труды, как писал Маяковский. А прочие тонны отсеиваемой "руды" выходит из школы с твердой ненавистью к учебникам и т.д. В советское время вся школа работала на науку. А сейчас?
Я вот все думаю, что должно быть написано в учебнике истории об афганской войне? И при первой же мысли об этом приходит ответ - ничего. Меня в истории нет. И рассказать официально об Афгане своим ученикам я не могу. Это к вопросу о месте учителя в обществе и учебном процессе. Я - робот, чужая функция, а не человек. Меня в моей школе уважают ученики и не любят коллеги. Но уволить не могут, у меня льгота.
С уважением, афганец.
 
старыйучительДата: Суббота, 2010-05-15, 4:04 PM | Сообщение # 18
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
Лариса, вы пишете: "Любая книга должна вызывать желание открыть ее, прочесть, что называется «в запой». Так и каждый параграф учебника должен вызывать это чувство. Может тогда мы сможем вернуть обратно наше бывшее прочное качество знаний!..
1. Учебник должен поддерживать и развивать положительные мотивы учащихся...
8. Учебник должен предназначаться и для ученика и для учителя, то есть способствовать установлению диалога."
В этих словах масса противоречий. Возьмем все книги для детей и рамспрложим их по степени возрастания/убывания к ним интереса у детей. Мы увидим, что учебник находится на краю шкалы непопулярности. Почему некоторые дети берут с собой на урок другие книги и читают их, рискуя навлечь наказание за занятия посторонними делами? Можно ли учебник читать "в запой" (я бы сказал - "взахлеб")? По сравнению в "Гарри Поттером", конечно нельзя. Так каким же должен быть "учебник"? И чему он должен учить "взахлеб"? Если говорить серьезно, то тогда он должен быть похожим на "Гарри Поттера". Но все мы знаем, как рассердились родители всего мира на эту книгу, потому что в ней написана правда, о которой не хотят говорить ни родители, ни учителя.
Ваш тезис о "положительных мотивах" просто непонятен. Кто будет решать, какие мотивы положительные, а какие - нет? Учитель или ученик? И кто тогда будет решать, что надо читать на уроке?
О диалоге учителя и уче6ника на уроке - это сейчас модная тема. Но о чем они будут говорить? И опять: кто будет решать, о чем они будут говорить? О математической задаче или о Гарри Поттере?
К сожалению, все эти призывы выглядят пустыми лозунгами, т.к. вообще не ставится вопрос: а какова природа и основа действительно взаимополезного диалога учителя и ученика на уроке. Позиция ученика просто отсутствует в этих рассуждениях, она даже толком не описана и не исследована. Как же учебник "может способствовать установлению диалога", если "Гарри Поттер" не способствует?


Сообщение отредактировал старыйучитель - Суббота, 2010-05-15, 4:06 PM
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:
Используются технологии uCoz