Чуприна Т.В., учитель технологии высшей квалификационной категории. Место работы: МОУ СОШ №4, г.Аксай. Стаж педагогической деятельности - 17 лет. К сожалению, очень мало методических статей представляют учителя технологии. Чтобы восполнить этот пробел, поделюсь с коллегами своим опытом работы. Проектная деятельность на уроках технологии.
В современных условиях сегодняшнего дня вопрос организации познавательной деятельности обучающихся на уроках, в том числе и на уроках технологии, не утратил своей актуальности, а приобрёл современный вид. Правительством Российской Федерации ведущая роль в преобразовании школы выделяется её модернизации, наряду с социально-педагогическими аспектами, социально-психологических факторов, среди которых выделяется, в первую очередь, формирование потребностей обучающихся в образовании и, соответственно, социально-ценных мотивов учения. Школа должна не только помочь своим учащимся достичь формально высокого образовательного уровня, но и, самое главное, обеспечить условия для их непрерывного образования и самообразования, то есть удовлетворять насущные потребности в знаниях. Необходимо создать условия для формирования новых образовательных потребностей и их всемерное удовлетворение. «Общеобразовательная школа должна формировать целую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»… Следовательно, необходимо вносить соответствующие изменения и в реализуемое содержание образования, и в форму организации учебного процесса, и в применяемые педагогические технологии.
Создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей учащихся ориентировано в моей практике на использовании современных методов и приёмов обучения.
Самостоятельная работа учащихся над разрешением поставленной проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление – это уже характер проектной деятельности. В 2006 году на районном уровне мне удалось показать работу творческой мастерской, опирающуюся на проблему: «Метод проектов на уроках технологии как формирование ключевых образовательных компетенций». В то же время я провела открытый урок на тему: «Интерьер. Декорирование оконных проёмов», с использованием метода проектов. В течение нескольких уроков проходила подготовка творческого проекта по данной теме, который предназначен для осуществления учащимися 6 класса средней общеобразовательной школы учебной деятельности на уроках технологии.
1. Тема проекта связана с изучением культурных традиций, особенностей дизайна интерьера, истории, применением информационных технологий, эстетических и экологических знаний.
2. Цели образовательные и воспитательные: вовлечение каждого участника проекта в активный познавательный процесс; воспитание у детей чувства патриотизма через развитие интереса к народному творчеству, культуре и традициям России и Донского края.
3. Задачи учебно-педагогические: формирование навыков исследовательской деятельности; овладение и развитие навыков работы с компьютерными программами Paint и Power Point; развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
4. Материально-техническое обеспечение и учебно-методическое оснащение: аудио-, видеосистемы, школьная и районная библиотеки, фотоматериалы из журналов «Интерьер», «Домой», Интернет.
5. Этапы проекта:
1 этап – организационный. Проводится подготовка к работе: учащимся старших классов на уроках информационных технологий предлагается разработать и представить презентацию на заданную тему. Для этого учитель предлагает учащимся вспомнить необходимые сведения об основных правилах оформления интерьера. Урок проводится с представлением мини-экспозиций, учитель демонстрирует имеющиеся в кабинете макеты, сделанные учащимися.
2 этап – планирование. Определив задачи, учащиеся делятся на группы (дифференцированный подход в обучении), которые работают над своим проектом. Название проекта дети определяют самостоятельно. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится аналитическая деятельность: что уже есть, а что надо доработать и как действовать. Создаётся банк предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке целей, корректирует работу, следит за действиями учащихся.
3 этап – исследование. Урок начинается с повторения изученного материала, после чего дети начинают работать с компьютером. С помощью программы Paint разрабатываются индивидуальные варианты оформления окон, которые затем обсуждаются, анализируются, доказывается актуальность своего эскиза. После совместного обсуждения принимается эскиз, на основе которого будет сделан макет. Учитель корректирует последовательность технологических операций.
4 этап – практическая деятельность. Цель данного этапа: сделать макет оформления окна по выбранному группой эскизу. Материалы: картон, ткань, ножницы, игла, нитки, клей, фурнитура. Учитель сообщает о задачах каждой группе, после чего дети начинают работать, соблюдая технологический процесс.
5 этап – презентация. Результаты работы представляются в виде письменной творческой работы, включающей историческую справку, печатные или рисованные разработки эскизов, описание экологического компонента и экономическое обоснование в виде таблицы.
6 этап – оценка результатов. Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объём использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчёта.
Считаю, что разработка подобных проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компетентностный подход в обучении.
Создание творческих проектов занимает одно из приоритетных мест программы по технологии, так как реализуется один из этапов программы «Одарённые дети». Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. А, если проекты, разработанные учащимися, выполняются с целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности людей – это дорогого стоит. Испытываю гордость, когда учащиеся проводят исследовательскую работу даже по, казалось бы, недоступным для их возрастной категории темам. Например, утилизация вторсырья, экология родного края. Обычные пластиковые бутылки могут превращаться в букеты и прекрасные вазы, бумажные салфетки – в лепнину, а обрезки ткани – в декоративные цветы или картины. Самые необычные проекты учащиеся представляют на школьных и районных Олимпиадах. Хочется отметить, что каждый год прослеживается динамика участвующих в школьной Олимпиаде детей.
Например, в 2004г. принимали участие в школьной Олимпиаде 7 человек, в 2005 г. – 10, в 2006 – 11, а в 2007 – 15 человек. В течение трёх лет мои воспитанники защищали свои творческие проекты на районных Олимпиадах. В результате, четверо из них заняли призовые места, за что награждены грамотами управления образования Администрации Аксайского района.
Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые: квест-технологии, ролевые ситуации, элементы), а также технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной работы) и построение уроков на основе коммуникативных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Замечу, что очень важны уроки-конференции, когда предлагаются вниманию одноклассников самостоятельно подготовленные доклады детей. Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно – самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного второстепенного, ответственность за свою работу. А это отражает коммуникативная образовательная компетенция.
Могу сказать, что в своей педагогической практике стараюсь чаще проводить элементы уроков-исследований, где дети активизируют умственную деятельность, учатся выбирать суть, анализируют, делают выводы. Все выше перечисленные технологии являются самыми актуальными на уроках технологии.
[b]