Пятница, 2024-11-29, 10:49 PM

Форум РО ИПК и ПРО

МИНИ-ЧАТ РО ИПК и ПРОРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость ·
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: IzyumskiAB, MasalovaSI  
Современное школьное обществоведческое образование
MasalovaSIДата: Среда, 2010-04-07, 4:22 PM | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 16
Статус: Offline
Уважаемые коллеги!
Прошу вас обсудить ряд вопросов:

1. Как используется воспитательный потенциал учебников обществознания при изучении темы «Великая Отечественная война» в курсе истории России для формирования гражданской зрелости и патриотизма учащихся?
2. Каковы дидактические особенности учебников обществознания для создания образа СССР (России) как потенциального победителя в Великой Отечественной войне?
3. Проблема духовно-нравственного становления личности в современных УМК по обществознанию как основа размышлений школьников о природе и сущности национальных отношений в современном мире и опыте единства наций и народностей СССР в борьбе с фашистской Германией в 1941-1945 гг.

 
BachmetUPДата: Вторник, 2010-04-27, 4:11 PM | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 4
Статус: Offline
Светлана Ивановна, можно для Вашего форума сделать объявление?

Уважаемые коллеги, приглашаем Вас принять участие в конкурсе методических разработок уроков в рамках рубрики «Один урок-разные учебники», посвященный Великой Отечественной войне

Внимание! В канун празднования 65-летия Великой Отечественной войны, c 20 апреля по 11 мая 2010 года, на портале ОГЭУ, в рамках рубрики "Один урок-разные учебники", будет проходить конкурс методических разработок уроков, посвященных Великой Отечественной войне.

Основная идея: Уроки уже проведены или проводятся и для их проведения в разной мере используются учебники истории. Одни требуют от учителя больших усилий в поиске структурирования материала, в поиске дополнительной информации, дополнительного материала, другие построены так, что учителю легко построить урок по такой сложной теме. Да и дополнительные источники разные. Учитывая тот факт, что все больше учителей используют при подготовке уроков и внеклассных мероприятий интернет-ресурсы, предлагается прислать на конкурс такие разработки, которые максимально опираются на использование интернет-источников (сайтов, форумов, блогов, посвященных ВОВ, видео и аудио материалов, размещенных в Интернет и других источников).

Конкурсные работы отправлять по адресу: yulia_nik@mail.ru (Бахмет Юлия Петровна), указывая Фамилию, И.,О. и Победители получат сертификаты.
В состав жюри войдут преподаватели кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПК и ППРО (зав. кафедрой Т.В. Болотина).

Справки по телефону: 2557138

 
старыйучительДата: Среда, 2010-05-12, 10:16 PM | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
Что я могу сказать о преподавании истории в современной школе? Если отвлечься от эмоций, то фактом является полное непонимание и отсутствие интереса учеников к истории. И здесь уже не выручает авторитет учителя, как в "Доживем до понедельника", потому что словами о войне не расскажешь, это будет просто скучно, а учить педагогов актерскому мастерству - накладно, да и работа это совсем другая. Я хочу сказать, что в начальной школе, да и в средней, по 10 класс, учебники - это уже давно пройденный день. Надо перестраивать всю систему, строить ее не на словах, а в первую очередь на образах, хотя бы киношных. Ведь есть много фильмов о войне, художественных и документальных. Вот на них и надо учить истории, с последующим обсуждением. Только так можно эмоционально пробудить учеников, никогда не знавших в жизни ничего подобного. Сначала - надо дать впечатления, а потом - объяснение. А без первого второе повисает в воздухе. Пора перестать "готовить учеников к поступлению в вуз", пора начинать их воспитывать! А пока учебники готовятся для министерства, для грантов, для Болонского процесса - все это пустое дело. Никто не спрашивает, что же дойдет в этом испорченном телефоне до учеников.
 
афганецДата: Среда, 2010-05-12, 10:55 PM | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Я прочитал письмо старого учителя, и хочу сказать: все правильно. Я знаю войну так же, как и ветераны, а что написано в учебниках об афганской войне и об афганцах, вернувшихся с нее? Ничего. И вот я оказываюсь в безвыходном положении: я знаю войну по Афгану, а должен рассказывать о Великой Отечественной. Я знаю, что все войны одинаковы, но получается, что рассказывая о ней, я незаметно для себя сбиваюсь на свою войну. Получается, что я говорю как бы о себе, но и в то же время - не о себе. И что могут понять от меня ученики, если меня сразу душат слезы, я вспоминаю своих погибших друзей, а они ничего не понимают. Я хотел организовать показ хотя бы "9-й роты", но мне не разрешили, сказали - это взрослый фильм, слишком жестокий для детей. А я вспоминаю себя: ни в каких советских фильмах, на которых я вырос, не было показано ничего из того, с чем я столкнулся в Афгане. Вот такое у меня и других было воспитание. Для меня это был шок, а другие просто впадали в истерику на 1-2 месяца. Потом зверели, а потом - привыкали, как и я. Вот говорят, война откладывает отпечаток на всю жизнь. Это говорят про ветеранов ВОВ. А я скажу про себя - это правда. Я это до сих пор вижу во сне, и я с этим умру. И что мне рассказать моим ученикам? Что они должны понять, если ничего не прочувствовали? Но и посылать их на войну я не хочу.
 
MasalovaSIДата: Четверг, 2010-05-20, 11:16 AM | Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Сообщений: 16
Статус: Offline
Уважаемый "старый учитель"! Добрый день! Очень рада, что Вы зашли на наш сайт и что Вас, судя по Вашему интернетовскому "брэнду", указывающему на почтенный возраст и большой опыт работы, волнует судьба современного обществоведческого образования. Да, действительно, в преподавании обществознания есть проблемы, в том числе - отсутствие наглядного материала в виде достойных и исторически правдивых фильмов о нашей стране. Только в посленее время начался процесс объективного научного и всеобъемлющего анализа архивов о войне и вообще о нашем историческом прошлом. Фильм поставить очень трудно в век рыночной экономики. Поэтому задерживаются работы по визуализации архивных документов, плюс нужно время на переосмысление истории. Но есть и документальные фильмы, тем более к 65-летию Победы. И учитель вправе использовать в своей работе информацию СМИ с ее различными интерпретациями и видеоматериалы. Они оживляют учебный процесс и вносят эмоциональный элемент в общение с учащимися, вызывают их на откровенность. Прошу свои наблюдения передать в ту школу, где Вы работали или работаете. Учебник необходимо дополнить и фильмом и походами в музей и посещением мест боевой славы на местах.
 
ИраДата: Четверг, 2010-05-20, 11:18 AM | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Для формирования гражданской зрелости и патриотизма учащихся на уроках обществознания используются знания из курса истории России по теме Великая Отечественная война. Эта проблема является актуальной на сегодняшний день. Целесообразно, чтобы предметы истории и обществознания вел один учитель. Для раскрытия данных вопросов необходимо использовать примеры подвигов героев войны и труда. На уроках можно предложить подговить материалы о вкладе семей в Великую победу. Это позволит установить связь эпох, поколений; пробудить неподдельный интерес к истории своей страны через историю своей семьи.
 
natasha22102004Дата: Четверг, 2010-05-20, 11:25 AM | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Патриотов на учебниках не воспитаешь (потому что в них все "сухо" и не интересно). Что бы дети выросли патриотами своей страны, учитель должен рассказывать о ВОВ не по учебнику, а используя дополнительный материал. Сейчас столько возможностей этот материал достать. Но учитель САМ должен быть ПАТРИОТОМ своей страны, чтобы дети это чувствовали.
 
MasalovaSIДата: Четверг, 2010-05-20, 11:36 AM | Сообщение # 8
Группа: Модераторы
Сообщений: 16
Статус: Offline
Добрый день, уважаемый "афганец"!
Очень тронута Вашим участием в работе нашего форума.
Действительно, Вы обнажили целый пласт проблем, связанных с войной - и психологических, и педагогических, и методических, и идеологических, и патриотических, и нравственных и др.
Думаю, что дети в школе достаточно сейчас информированы и они посещают кинотеатры, просматривая фильмы, имеющие большой резонанс в нашем обществе. Фильм "9 рота" просмотрели почти все, поэтому его можно использовать на уроках для анализа общественного сознания и мнений о военном времени в 90-е годы.
Война и афганская и чеченская имеют причины, которые нужно учителю осветить на уроках и истории и обществознания. А личностные оценки чрезвычайно разбросаны. Все зависит и от политической культуры детей, их родителей, самого учителя и др.
Любая война - это кровь, слезы, смерть, потеря близких, ценностей... Трудно относиться к ней безрзлично, нейтрально. И учитель, тем более бывший афганец, как Вы, испытал и прошел горнила войны.
Я думаю, что со временем боль Ваша немного утихнет, время ведь лечит!
А дети наши в школе хорошие, только нужен к ним определенный подход с учетом современной психологической их ментальности. Они все понимают и ценят, тем более афганцев, ветеранов, участников чеченской войны, т.к. все вы защищали нашу Родину и нашу безопасность .
Успехов Вам!
 
ВалентинаДата: Четверг, 2010-05-20, 11:45 AM | Сообщение # 9
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
здравствуйте! я в данное время учусь на заочном отделении истфака ЮФУ, кроме того, я - мать двоих детей, дочь учится в 11 классе. поэтому учебники обществознания видела, даже читала. хочу сказать, что разобраться в них подчас сложно, мне приходится некоторые вещи переводить ребенку на нормальный человеческий язык. каждый новый учебник почему-то сложнее предыдущего. считается, что дети стали более развитые? но ведь речь идет о способности понять предлагаемый материал. а эта способность возрастная.
я попытаюсь ответить на вопросы, не разделяя их по порядку.
в учебнике для 11 класса под ред. Боголюбова, Лазебниковой, Холодковского в разделе "Межэтническое сотрудничество" есть только один абзац про ВОВ:
"Значителен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны."
далее, в главе "Межнациональные конфликты" сухо излагаются основные понятия по этой теме. по моему мнению, это никак нельзя назвать "воспитательным потенциалом" учебника. если говорить о формировании патриотизма, то учебник должен УБЕЖДАТЬ, на ярких примерах воспитывать ребенка. а у моей дочки возникает желание скорее перелистать и забыть, она не один раз об этом говорила. я думаю, что в учебниках нужно больше обращаться к самому ученику, может быть ввести поучительные рассказы из жизни замечательных людей, в которых будут примеры патриотизма, примеры гражданской позиции. а сейчас учебник написан настолько сложным языком, что просто не способствует "размышлению школьников о природе и сущности национальных отношений в современном мире".
спасибо.
 
MasalovaSIДата: Четверг, 2010-05-20, 11:48 AM | Сообщение # 10
Группа: Модераторы
Сообщений: 16
Статус: Offline
Согласно с Вами, что такие предметы, как история и обществознание, необходимо в одном классе вести одному учителю, так как тем самым сохраняется преемственность знаний об исторических и социальных проблемах нашего общества, освещаемых учителем. Важно знание общего настроя учащихся класса в оценке исторических событий такого трудного периода - Великой Отечественной войны. Ведь сейчас оценки разных поколений к событиям 1941-1945 гг. различны: и по роли Сталина И.В., и по роли партизанского движения, особенно в Прибалтике, и по роли КПСС и др.
Согласна с Вами и в оценке роли семьи в патриотическом воспитании детей. Каждая семья без исключения имеет свою военную историю. Сохранить эти крупицы исторических фактов и ситорической памяти даже детей - современников войны - это наш долг. Ведь память не должна уйти в "песок" времени. Она должна быть увековечена - любая, даже тяжелая и трудная для восприятия память-правда о войне. Иначе, как сказал, Бисмарк, "если молодое поколение не помнит уроков войны, она повторится". Мы не дпустим этого! Это - в наших силах!
 
MasalovaSIДата: Четверг, 2010-05-20, 11:59 AM | Сообщение # 11
Группа: Модераторы
Сообщений: 16
Статус: Offline
Да, учитель - не робот, он - часть нашего общества, часть нашей культуры, гражданин России. Поэтому большая работа нужна в школе, семье, вузе, СМИ, общественности, в государстве в целом, чтобы патриотизм и патриотическое воспитание стали закономерным явлением в педагогике, духовно-нравственном воспитании гражданской зрелости. Не нужно забывать и о вроде бы устарелом, но ставшим так актуальным интернациональном аспекте педагогической деятельности и межличностной коммуникации. Национальное единство народов СССР в период войны 1941-1945 гг. - пример народной мудрости, гражданского единения для сопротивления фашизму как символа и орудия мирового ЗЛА, угрожаемого целостности государству, да и всей цивилизации. Историческую миссию наш народ выполнил. Теперь нам нести эту миссию - сохранить память о ПОБЕДИТЕЛЯХ и достойно продолжать дело по защите нашей безопасности и ценностей. В педагогику не идут случайные люди. Сюда идут энтузиасты, любящие детей и самое образование в высшем смысле этого слова. Поэтому на таких и стоит вся наша учительская работа, такими людьми и создаются ценности нашего общества. В этом они видят свой человеческий и профессиональный долг.
 
АндрейДата: Четверг, 2010-05-20, 12:30 PM | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Здравствуйте. Мне тоже интересно поучаствоать в вашей конференции.
Моя мама – педагог. Но она – и мама. Всю жизнь она учила меня уважению к Родине, ее истории, старшим – своим родителям, участникам войны. Дедушка – командир «Катюши», гвардеец, дошел до Берлина с ранениями и многими наградами. Бабушка в тылу врага восстанавливала шахты Донбасса как командир женской комсомольско- молодежной бригады, имеет награды за доблестный труд в тылу врага. Дед с другой стороны (папы) тоже участвовал в сражениях, защищал страну нашу и Европу. Бабушка с пятью детьми работала в тылу. Досталось всем. Но они выжили, сохранив человеческое лицо, не пали духом и ковали Великую Победу. А учебники лишь в кратких строчках об этом рассказывают. Так что вместе – и школа и конкретная семейная ситуация (а война затронула все семьи без исключения!) стали учебником истории, сохранившим нашу цивилизацию, в которой мы черпаем свои ценности и обогащаемся духовно.
 
КсюшкаДата: Четверг, 2010-05-20, 12:34 PM | Сообщение # 13
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Я выбрала профессию учителя, пойдя по стопам своей учительницы – Агнии Петровны. Она стала для меня примером труженицы истории, добывающей из закромов далеких эпох и событий крупицы духовности, уважения к истории народа, России, ее исторической роли во всем – и в остановке татаро-монгольского ига, и в Куликовском сражении, и на Чудском озере, и в войне с Наполеоном. Апофеозом гражданского подвига стала Великая Отечественная война. Сохранив память о победителях, мы сохраняем свою историю и становимся личностями – Иванами (Васями, Мишами, Федями, Машами, Катями, Ксюшами и др.) , помнящими свое родство.
 
MasalovaSIДата: Четверг, 2010-05-20, 12:35 PM | Сообщение # 14
Группа: Модераторы
Сообщений: 16
Статус: Offline
Уважаемая Валентина!
Спасибо, что рассказали о своих трудностях.
Думаю, чтоы Вы сами разобрались во всем и ответили на свои вопросы.
Да, учебников много. Вы вправе выбрать в соответствии с рекомендациями методкабинетов нужный учебник, наиболее апробируемый на практике. Таковым сейчас является учебник Боголюбова.
Конечно, совершенных учебников нет.
Наука педагогическая (историческая, обществоведческая) тоже развивается, исследует проблемы, корректирует эти исследования в зависимости от доступа к архивам, новым фактам, информации и даже политической воли руководства страны. Демократические преобразования в стране затронули и образование, которое стремится к формированию национальной идеи в рамках образовательного пространства.
Единение страны, консолидация всех нравственно и духовно здоровых сил в обществе произошло, на мой взгляд, в дни празднования 65-лети Великой Победы. Какие поднялись в обществе чувства у людей, какое уважение к старшему поколению проявлялось в самых будничным вопросах и общественных местах - в транспорте, на улице, в магазинах и т.д.! Молодежь уважительно уступала места, заботилась как-то, высказывалось внимание и т.д. К сожалению, правда, было и невнимание, но редко.
Молодежь просто поняла, в том числе благодаря и учебникам, и школе, и СМИ, и государственной политике по празднованию Победы, что без старшего поколения не смогло бы быть сегодняшнего мирного труда и жизни и свободы.
В школе за 45 минут трудно уложиться в программу, если использовать только эти 45 минут - и домашнее задание проверить, и навый материал дать....
Поэтому есть дистанционное обучение, домашние задания типа сочинений, эссе, различные конкурсы, смотры, олимпиады, праздники, да и самый обычный исторический и обществоведческий кружок в школе - большой потенциал!
Так что дерзайте, совершенствуйтесь методически!
Обращайтесь, пожалуйста, к нам на кафедру, поможем. У нас работают замечательные методисты, ответственные и горящие энтузиазмом и творчеством опытные преподаватели, прекрасная библиотека, методические пособия. Приходите.
А учительницу своих детей тоже пригласите к нам или предложите ей внеклассные мероприятия, раскрывающие значение обсуждаемых проблем. Ведь родители сейчас, если Вы читали материалы новой образовательной инициативы "Наша новая школа", тоже становятся (хотя они и были таковыми!) участниками единого образовательно-воспитательного процесса.
Успехов Вам!
 
MasalovaSIДата: Четверг, 2010-05-20, 12:42 PM | Сообщение # 15
Группа: Модераторы
Сообщений: 16
Статус: Offline
Андрей, добрый день!
Спасибо за участие в работе конференции.
Вы как раз и ответили нашей участнице и участникам, которые говорили о роли семьи в историческом и патриотическом воспитании детей.
Вас хорошо воспитали Ваши родители и их родители.
Храните память о подвиге бабушек и дедушек как Победителей в памяти своих молодых семей, своих детей - уже 4-го поколения этих самых Победителей. Берегите медали, письма с фронта, фотографии, немецкие трофеи, если они есть как свидетельства нашего мужества и силы.
Будьте и сами победителями зла, несправедливости, грязи.
Успехов Вам!
 
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:
Используются технологии uCoz